творческое объединение NEANE Records - электронная музыка, космическая музыка, эмбиент, нью-эйдж | CD, DVD, mp3 | концерты
  навигация по сайту :        Blog   Forum   E-mail   Андрей Климковский   Community   Ed
NEANE RECORDS > медиа > Статьи, обзоры, рецензии, комментарии аудио-видео рецензии  


Леонид Тимошенко

Леонид Тимошенко

          В середине сентября 2002 года в саду около Центрального Дома Художника, на открытой эстраде состоялись три концерта российского композитора и исполнителя Леонида Тимошенко. Я присутствовал на среднем концерте и хочу рассказать о своих впечатлениях.

          Начну как обычно с предыстории. Я и Леонид знакомы где-то с 1995 года. Один мой знакомый, по прозвищу Странник привел меня на встречу с ним в г. Жуковском. Там и познакомились. Там еще присутствовал Роман Калинин. Тоже помнит наверное. Композитор Леонид Тимошенко выглядел солидно. Фрак, бабочка, длинные волосы, темные очки - все как положено. Но его музыкальные шедевры предполагалось смотреть по телевизору и только в конце он сыграл пару-тройку пьес на фортепиано.

Леонид Тимошенко

          Он тогда удивил меня заявлением, что не признает всевозможные секвенсоры и исполняет все партии живьем двумя руками. И барабаны и бас и все остальное причитающееся. Мне трудно было поверить в это, но скоро я в этом убедился посетив один из его концертов. Так и есть, он живьем исполнял все звучащие в этот момент партии, что делало честь его технике исполнения. Но не музыке. Музыка , как я понял, заранее строилась с тем расчетом, что бы ее можно было таковым образом сбацать.

          Происходило это примерно так: Левой рукой, безымянным пальцем и мизинцем он отстукивал партию барабанов и перкуссии попадая поочередно то по бас-бочке, то по малому барабану, изредка задевая хэт и тарелки. Левой же рукой, но уже указательным и средним пальцами он отыгрывал партию баса и большим успевал иногда нажать еще какую-нибудь клавишу имеющую совсем третье назначение.

          Перейдем к правой руке. Какой-то частью правой руки он играл соло, а тем что при этом было свободно от исполнения сольной партии исполнитель-виртуоз доигрывал стринговые подголоски и касался клавиш настроенных на воспроизведение спецэффектов. Потрясающая техника и несколько смешная музыка, особенно ритм-секция. Впрочем я тогда не смеялся, а очень внимательно ко всему присматривался и прислушивался, поскольку это действительно было необычно.

          Я не написал, что так же виртуозно он обходился с педалью которая имелась у его музыкального инструмента. ENSONIQ KT-76 - его боевая машина вызывала у меня немалую зависть. Но вскоре мое удивление и недоумение сменилось разочарованием. Обладая такой мощной, как мне тогда казалось, рабочей станцией, он использует исключительно заготовленные фирмой изготовителем пресетные тембры. И когда речь зашла о создании собственных звуков, он изумился моему вопросу - “Зачем делать звуки самому, когда там целые институты над этим работают?”.

          И чем дальше я вникал, тем больше убеждался, что эта музыка опять из числа лечебных процедур. На одном из концертов (конференц-зал Политехнического музея) он собственноручно представил зрителям доказательства того, что его музыка увеличивает размеры биополя человека и в некоторых случаях открывает  вертикальный канал в космос соединяя его с высшим разумом. Слушая это зрительный зал замер и когда кислород в легких у большинства кончился, я услышал судорожный торопливый выдох и “Ах!”-восторженный вдох.

          И действительно, на экране через эпидиоскоп проецировалась та самая прозрачная пленка на которой хитроумным и оставшимся в секрете прибором было замерено биополе какого-то “Счастливца” у которого и открылся фонтан в бошке соединивший его со всеми богами и их богами забирающими дешевую энергию наивных верующих. Я не знал, плакать мне или смеяться и не стал делать ни того ни другого. Я понял, что это некий коммерческий трюк, благодаря  которому Леониду удавалось продавать бОльшее количество своих двадцати с лишним альбомов в сравнении с той мыслетворной ситуацией в которой бы он не прибегал к этому запрещенному приему. Я не судил его строго, поскольку все в этом мире хотят заработать денег, а ему еще отдавать много денег за свой инструмент и видеопроектор.

          Кажется я упустил некоторую деталь. Видеопроектор. Честно говоря в гораздо большей степени меня поразило не его виртуозное переберание клавиш, поскольку музыка не казалась мне серьезной, а вот тот факт, что параллельно с этим веселым исполнением зрители созерцали действительно профессионально снятый и смонтированный фильм снятый, точно по хронометражу представляемого альбома, проецируемый качественно на огромный экран позади маэстро, поразил меня настолько, что несколько лет спустя я взял на вооружение тот же метод оформления своих концертов.

          Хотя я не считаю, что это видео лучше хорошо поставленного светового шоу, но оно явно дешевле этого шоу, которое еще ставить надо, и уж точно лучше, чем ничего. Тем более, что я придерживаюсь своей концепции видео-оформления музыки и практика показала, что я не ошибся - людям это нравится. В общем из желания научиться от Леонида Тимошенко чему-то положительному, что безусловно присутствовало на его концертах, я продолжал ходить на его концерты и вскоре был и вовсе ошарашен очередным его заявлением.

          Шел 1996 год. Выборы, если кто забыл. К власти рвались коммунисты и прочая нечисть (шутка, не подумайте, что я так серьезно к этому отношусь, мне все сошло бы, только не Жыриновский... Тоже шутка). И вот в один из предвыборных дней проезжая вместе с ним в трамвае ко мне домой (я тогда подрядился  (или он зарядил меня, уже не помню, кто первый начал) писать его кассеты ) я услышал от него примерно такую речь “Андрей, ты видишь, что они затевают, хотят назад демонизм в Россию вернуть, а мы только свободу почувствовали, только Россия голову поднимает, с колен встает, посмотри , Зюганов к власти рвется, запретят они духовность если к власти придут, Нельзя нам с тобой сложа руки сидеть, Давай нашей музыкой Россию спасать!”

          На нас уже начали пассажиры оборачиваться. Я уж решил было покинуть это транспортное средство на ближайшей остановке и больше не видеться с маэстро-ясновидцем. Но пока доехали до ближайшей остановки во мне взяла верх ответственность что ли? Я ему кассеты записать обещал. Они ему нужны, без них концерт будет нерентабелен. Да он еще и денег обещал, а мне они тоже нужны... Так я и поехал дальше, но твердо решил: “Россию спасать не буду!”

          Через несколько дней все это как-то утряслось, забылось. К тому же он пригласил меня выступить на приближающемся концерте. А мне этого так хотелось тогда. Давно не выступал в приличных залах, а тут Центральный Дом Художника на Крымском, Зал - 600 мест - забит до отказа. Прожектора, классный звук и все такое... Конечно согласился. Приехал туда в день концерта. Тимошенко репетирует. Нервозная обстановка, что-то не включается. Видео идет в черно-белом варианте. Леонид злой. Вокруг него бегает поп.

          Короткое такое слово - поп. Это был не поп. Попище! Толстый, в зеленой атласной рясе с какими-то побрякушками ритуальными. Что за секта - кто знает? - я не спец. Заговаривает казенную аппаратуру, что бы не барахлила. Ну и прочий народ тоже веселый, но поп конечно всех затмил. Тимошенко меня увидел, сразу сообщил, что аренду подняли, народу наверное будет мало и денего платить мне за записанные кассеты у него нет. Типа, почему он должен, мы же одним делом занимаемся - Россию из дерьма вытаскиваем. Тут уже я возмутился - “Леня, ты обещал, я в это время мог и другими делами заниматься!” и подумал, что пошлет он меня подальше и не видать мне участия в его концерте как черепахе своего хвоста.

          Но нет, он сдал назад, типа деньги появятся после концерта. И  выпустил нас с Ромычем во втором отделении. В первом он представлял свой новый альбом “Атлантида”. Видео так и не пошло в цвете и это его еще сильнее расстроило. Отзвучало первое отделение и тут я заметил, что люди странно себя ведут. Их как будто кто-то силком загнал в этот зал. Они хлопают, довольны вроде, а лица усталые какие то. Тимошенко подался в гримерную. Поп-великан к нему, какой-то ритуал над ним совершает, руками машет, шепчет что-то. Тимошенко повторяет - “Да, зал вампирит, вампирит зал!”

          Я начинаю понимать. Значит типа он играет, всю душу отдает, а в зале нелюди сидят и впитывают, всасывают его энергию. Хорошо, А какого черта ты им улыбаясь со сцены поешь -  “Какая сегодня замечательная публика в зале!”? И что теперь попик хочет? Эту энергию ему возвратить? А где он ее теперь достанет? У кого сцеживать будет? Меня все это стало настораживать. Да еще через несколько минут выходить на сцену, а мы с Ромычем и без того трясемся. Поп-Гапон и нас хотел “почистить”, но мы отказались, хотя я не уверен, что он отказался от своей затеи...

          Началось второе отделение. Маэстро сыграл свой знаменитый “Скрипичный концерт №1” на синтезаторе Энсоник и объявил нас. Мы вышли на прямых ногах, едва дошли до своих мест - я до рояля, Ромыч до баса. Через несколько секунд звукорежиссер запустил из радиорубки “Alelis”(драммашину), в смысле не в нас, а включил заранее запрограммированный барабанный трэк.

          Я не знаю, что со мной было, но впервые за много концертов вперед и назад, я практически не слажал. Промахнулся мимо одной клавиши. Не попал в нее и вообще ни во что не попал. Одна нота не прозвучала, но это заметил только Ромыч. Все остальное было идеально. Композиция была не длинная. И когда я встал, что бы коряво поклониться, я вдруг в смятении заметил, что люди в зале тоже стоят и аплодируют стоя. Я медленно попятился к спасительному заднему проходу со сцены, но тут появился Тимошенко и вернул нас к краю сцены, что бы мы вновь как клоуны поклонились восторженным зрителям.

          Наверное, старшим клоуном был я, Ромыч как то еще прятался за гриф гитары. Ну все нас отпустили, но покидаю сцену я увидел дико недобрый взгляд Тимошенко мне во след. Я тогда не придал этому большого значения, так как мои крылышки выходили из состояния онемения и я мало по малу взмахивая ими поднимался на седьмое небо. И терял контроль.

          К нам метнулся пронырливый поп. “Ну что ребята, получили боевое крещение? Сейчас я с вас сниму всю порчу и сглаз!” Мы стали вежливо отнекиваться и уж не помню, получилось ли из этого что. Я поднимался все выше и только мельком улавливал что говорил жрец херомантии в зеленой мантии. Это было какое-то пророчество о том, что Ромыч станет известным музыкантом, а я буду тем, кто его выведет на вершину славы... Все , больше ничего не помню из пророчества.

          Перед концертом и в антракте люди толпились в фойе и покупали кассеты, но в это раз как-то не очень, во всяком случае маэстро расчитывал на большее, и уж не знаю как повлияло на продажу кассет еще и наше выступление, но Леонид, имея определенный опыт в этом деле, форсировал ситуацию. По окончании второго отделения, уже зная как продались к тому моменту кассеты, он обратился к публике: “Дорогие мои, у нас осталось очень много кассет моего предыдущего альбома “Летопись”. Это поистине божественная музыка. В ней и древне русская музыка и музыка древних кельтов. Покидая сегодня этот прекрасный зал, сделайте себе подарок - купите этот замечательный альбом.”

          И я не поверил своим глазам. Люди с улыбками встали и пошли покупать “этот альбом”. Бесприкословно и нисколько не сомневаясь в том, что это их личное желание.

          Выручка в тот день была хорошей (6 июня 1996 года начало концерта в 6 вечера, забавно, да?) и Леонид, конечно, со мной расплатился. Я благополучно уехал домой. А вечером стал замечать странные вещи.

          Болела голова. Но не обычно как-то. Я конечно списал по началу это на излишнее волнение перед концертом и нервное напряжение, но что-то в этом было не так. Ощущения усиливались и скоро я вполне конкретизировал из в примерно таком описании: в голове от виска к виску просверленна дыра (примерно 30-миллиметровым победитовым сверлом). В отверстие просунут латунный пруток, с обоих сторон нарезана резьба М30 и кто-то медленно закручивает гайки, от чего череп деформируется. И с каждой минутой все сильнее. На второй день я старался лежать и не совершать резких движений. На третий день я начал думать, что мне каюк.

          А на четвертый день я привык... (очередная шутка) стало медленно проходить и вернулась надежда. Оксанке тоже было плохо, но как будто не так, а что было с Ромычем я не знаю. Какое-то время я не общался с ним и вообще ни с кем не общался. Правда звонил Тимошенко с предложением выступить на его юбилейном концерте (исполнялось 35) и исполнить какую-нибудь свою композицию посвященную ему. Так и сказал! Но потом поправился, что так надо сказать в микрофон, а как оно на самом деле не суть важно (можно подумать, могло такое случиться, что я в натуре ему что-то посвятил бы!).

          Конечно, я отказался от этого удовольствия, но говорят, что он нашел других желающих. Окончательно очухался я от такого самочувствия только через две недели и с тех пор обходил маэстро за килопарсек. Он правда звонил иногда, но я старался не попадаться на его звонки и он скоро отстал.

          В течении последующих лет я практически не видел его. Но регулярно слышал о нем. Сотрудничая с дворцом пионеров я вдруг узнавал, что и он работает над этим проектом, но только сам не приезжает на собрания, вместо него является его женя Таня. Приезжая в магазины с новой партией своих кассет я видел афиши его очередных концертов. С течением времени узнал много людей, которые были на его концертах в разное время. Мнение о нем было самое разное. В конце 1997 товаровед магазина “Путь к себе” познакомила меня с Павлом Барановым, который взялся издавать один из его альбомов. Точнее говоря Павел состряпал The Best of Леонид Тимошенко.

          Это было первое нормальное издание музыки Леонида. Свои тридцать уже альбомов он тиражировал с затертых кассет и прикладывал к каждой черно-белую ксерокопию, которая была далеко не первой копией. Разумеется продаваться в магазинах такое не могло и расходилось только на концертах. Несколько месяцев спустя аналогичную кассету, но с несколько иной программой композиций выпустила фирма NADA Ltd. То и другое продавалось в магазинах из рук вон плохо и в последствии магазины попросили поставщиков (Баранова и Наду) не привозить больше эти позиции.

          Я продолжал время от времени случайно получать о нем все новую информацию, но побольшей части от Павла Баранова, так как тот виделся с ним иногда на предмет изданой кассеты и авторских. То Тимошенко вернулся с потрясающе успешных гастролей из Италии, то из Франции, то еще от куда-то. И каждый раз при этом просил денег за проданные к этому времени кассеты. Но продано было не много...

          В конце концов он все таки выпустил настоящий компакт-диск. Это я уже без иронии. Действительно солидно изданный сидюк, правда я не слышал самой музыки и видел его только в торговом офисе фирмы “Телепорт”, которая продавать не умеет или не хочет. Больше я его не встречал - первый компакт-диск Леонида Тимошенко под названием “Люксембургский концерт”.

          Но вот буквально несколько дне назад мне позвонил Павел Баранов и пригласил пойти с ним на концерт Леонида Тимошенко - “русского Жана-Мишеля Жарра” - точно так было написано в афишах. Мы с ним посмеялись на эту тему и я вдруг заметил, что за столько времени куда-то подевался страх столкнуться с ним опять. И я решился отправиться в эту экспедицию.

          Тимошенко нашел себе новых спонсоров. Раньше они тоже были - он никогда сам не вкладывался в крупные дела - аренду зала и установку аппаратуры проплачивал кто-то другой, да и не мое это дело, просто интересен тот факт, что в этот раз он нашел действительно серьезную поддержку в лице компании “МУЗЕОН АРТ”.

          Эта компания и занималась организацией и рекламой концерта. Местом шоу русского Жана-Мишеля Жарра был выбран парк Центрального Дома Художника на Крымском валу. Под открытым небом. Все как у Жарра. Баранов получил от организаторов, которые заказывали у него кассеты, пригласительный на два лица, таким образом на шоу мы попали бесплатно. Билет стоил 125 рублей, что в общем-то не казалось дорого. Когда мы пришли на место, а мы немного припоздали, потому, что совсем не поняли где именно в этом парке должен состояться концерт ( указателей нигде не было ), и Тимошенко уже что-то вещал со сцены, я понял, что и 125 рублей за билет ни как не смогут окупить расходов организаторов.

Леонид Тимошенко

          Огромная, правда безвкусно оформленная сцена, несколько стопок мощных порталов, прожектора, осветительный комплект, развитая коммутация, отдельная палатка звукорежиссера, Осветителю тоже свой домик. С боку экран для традиционного тимошенкиного видео. Пиротехника, штук пять камер снимали это действо, но скамейки были расчитаны максимум на полторы сотни человек. И половина, как я понял пришла по бесплатным пригласительным.

          Место, где продавались кассеты и диски видно не было и я отметил это как серьезную ошибку в организации, ведь если я не увидел, что зрители полные восторгов после концерта и вовсе не найдут, а любой музыкант мечтает о том, что бы его произведение оставались со слушателями и что бы его музыку слушали не только на концертах.

          Мы попали на второй из трех концертов. Говорят, что с первым концертом им не повезло - все время лил дождь. А что поделаешь, назвался Жаном-Мишелем, - полезай под дождь! На нашем концерте было просто очень холодно и за час двадцать, столько длилось шоу, я насквозь промерз. Досидеть до конца было очень не просто. Но мы с Пашей досидели. Я даже сделал несколько снимков  мыльницей.

          Пришло время рассказать о самом концерте.

          Вот список произведений, которые прозвучали:

1.   Гамлет

2.   Путешествие Гуливера (отрывок) фортепианная пьеса

3.   Чайка по имени Джонотан Ливингстон

4.   Русь XXI века

5.   Открытие миров.

          Единственной короткой композицией на этом концерте был рояльный Гуливер - Альфред Шнитке вернулся.

          Нетрудно заметить, что остальные четыре композиции длились по 15-20 минут каждая. Причем особенного развития они не имели, а просто он менял звуки все того же Энсоника и, надо отдать должное, что четверо живых музыкантов импровизировали более менее удачно на фоне его виртуозного грохота по клавишам бедного синтезатора. Что это были за музыканты? - Виолончель (подзвучена была плохо и я почти ничего не слышал из того, что она играла, но дядька усердно водил смычком); Арфа (это мне понравилось, она хорошо оживляла саунд); Саксофон/флейта (мужик чередовал инструменты, но толи так они были подзвучены, толи так он играл, но я так и не понял не одной линии которую от пытался вывести) и наконец мецо-сопрано (с Мариной Чаплыгиной я был лично знаком. Она как то заходила в гости, но совместной работы у нас не состоялось, честно сказать , из-за нежелания с моей стороны. Мне не очень понравился ее тембр, но как певица, она достаточно профессиональна и ее вокализы смотрелись уверенно и грамотно, правдо звуковик часто глушил ее уводив фэйдер на пульте в крайнее положение. Но ее голос пробивался прямой наводкой мимо усилителей и колонок). Иногда Марина аккомпанировала маэстре на рояле, но тихо.

          Было странно , но за то время пока я не ходил на его концерты, Леонид хорошенько так накренился в “рок” (прямо как “Титаник”) и на этом концерте его композиции вместо былого усыпляющего имели порой агрессивный характер. И я утомился уде на первых минутах. Но организаторы все продумали - в середине первой композиции, где все таки было некоторое затишье-отступление, - грянули петарды, в воздух полетели разноцветные ракеты . Несколько штук. Я сначала подумал, что это молодежь бесится, и куда смотрит служба безопасности, ведь мешают, засранцы! Но потом понял, что все в порядке - Жан-Мишель Жарр! Как же без ракет? И от души рассмеялся. Хорошо, что Тимошенко не услышал.

          В общем так время от времени хлопали хлопушки, под одну композицию показали кино и один раз действительно устроили фейерверк. Прямо пред сценой. На некоторое время Тимошенко, и так прячущийся в кустах (на сцене были смонтированы ветвистые кусты) исчез с дыму и искрах.

          Лазеров мы не увидели и это было наверное хорошо, поскольку и так все это плохо размешенное шоу вынести было не легко. Хорошо так же, что маэстро был не очень многословен - чувствовалось, что замерз. Во фраке все таки.

          Переводить его слова на понятный язык уже не буду, скажу, что скромнее он не стал, все так же без йоты скромности хвалит себя даже не дождавшись аплодисментов. Но совсем непонятно было, когда на сцену вышел руководитель спонсирующей компании и стал еще раз его хвалить и говорить, что мы окунулись на эти полтора часа в волшебную сказку и это такое чудо...

Леонид Тимошенко

          Ну а я поспешил домой. Пока шли к стоянке, выяснилось, что Павел тоже разочарован, но пока ехали (Павел подвез меня домой) старались об этом концерте не говорить.

Ваш Андрей Климковский
композитор
для форума www.KLEM.ru
22 сентября 2002 года



позвонить нам :   +7 (495) 772 50 57 | +7 (926) 719 19 00     подписаться на обновления     записаться добровольцем     вопросы


 © 2011 | NEANE Records