творческое объединение NEANE Records - электронная музыка, космическая музыка, эмбиент, нью-эйдж | CD, DVD, mp3 | концерты
  навигация по сайту :        Blog   Forum   E-mail   Андрей Климковский   Community   Ed
NEANE RECORDS > медиа > Статьи, обзоры, рецензии, комментарии аудио-видео рецензии  


Леонид Тимошенко
ЗВЕЗДНЫЙ МАЭСТРО В ЛУГАНСКЕ

Леонид Тимошенко

          Многие поклонники космической музыки помнят, какой радостью для жителей СНГ было выступление пионера электроники, французского композитора Жана Мишеля Жарра в Москве в 1997 году, посвященное 750-летнему юбилею российской столицы. Сейчас в продаже не трудно найти DVD-запись этого концерта, который неспроста у ценителей электроники пользуется высоким спросом. Разумеется, каждого фаната Жарра из СНГ распирает гордость оттого, что одно из лучших выступлений кумира состоялось именно на славянской земле. И вместе с тем, мучает вопрос: а где же наши собственные таланты? Неужели земля русская и украинская не может породить личность в электронной музыке столь же масштабную, как Жарр? А может быть, такие личности есть, но им не дают возможности реализовать себя? Ведь судя по музыке, звучащей по радио, спросом у слушателей пользуется только низкопробная попса и шансон. Неужели действительно ситуация так безнадежна?

          Все это промелькнуло в голове, когда прозвучала новость: в Луганск приезжает композитор из Москвы, которого именуют «Звездным Маэстро», «русским Жан-Мишель Жарром» и «вторым Скрябиным». Подчеркивалось, что этот человек занесен в книгу рекордов Гиннеса за самое длинное в мире произведение (21 час) и входит в число 45 великих граждан планеты наряду с такими известными личностями, как Далай-лама, Нельсон Мандела, королева Швеции, принц Уэльский, Ричард Бах. Имя композитора — Леонид Тимошенко — ни мне, ни более искушенным в музыке людям ничего не говорило. Предварительная информация с сайта www.maestrotimoshenko.ru описывала этого маэстро настолько в фантастических красках (астрофизик, композитор, философ, исполнитель-виртуоз, за 15 лет записал 130 альбомов, помнит все их наизусть, да еще каждое его произведение обладает целебными свойствами и открывает у слушателей спящие таланты), что сразу закралось подозрение: что-то здесь не так. Чтобы прояснить ситуацию, тут же решил скачать из Интернета образцы его произведений. Скажу честно: то, что удалось скачать, не обрадовало, хотя и нельзя было сказать, что музыка совсем плоха. В любом случае, претензия называться «русским Жарром» теперь стала сильно влиять на восприятие музыки маэстро: раз уж назвался русским Жарром — твори не хуже. Однако в синтезаторной музыке Тимошенко не чувствовалось ни тех мелодий, которые могут быть услышаны всего несколько раз в детстве — и запомниться на всю жизнь, ни свежего и оригинального звучания электронных инструментов, сделавшего Жарра — Жарром. И все же сбрасывать «звездного маэстро» со счетов еще не хотелось — ведь даже тусклое свечение космических тем в стиле электронного арт-романтизма, как думалось, гораздо лучше яркой, но надоевшей попсы. Итак, многое должен был прояснить концерт «Среди звезд — любовь», обещанный в Луганском театре кукол 14 января, а также две предварительные встречи: пресс-конференция и встреча со студентами и преподавателями в Луганском государственном институте культуры и искусств.

Леонид Тимошенко

          Мне удалось побывать на обоих встречах и на концерте, и постепенно мнение об этом человеке стало складываться. На встречах маэстро не только рассказывал о понимании музыки как информационной матрицы, но и продемонстрировал свою способность осмысленно импровизировать на фортепиано на любую заданную тему, что само по себе еще не делает композитора вторым Скрябиным: многие учащиеся музыкальных школ и студенты вузов способны импровизировать ничуть не хуже. О чем же еще поведал Леонид? О том, как, защищая свою диссертацию по астрофизике в г. Тарту (Эстония), он сел за рояль и сыграл музыкальную версию темы своей диссертации перед Ученым советом. По словам Тимошенко, ученые мужи были в восторге и, как они сами выразились, впервые аплодировали соискателю. С этого трогательного рассказа из уст Леонида началась целая серия похвал в собственный адрес. Об исцелениях после прослушивания его музыки я уже упоминал (составлен даже целый каталог, объясняющий, какой из альбомов Тимошенко от какой болезни лечит), но его музыка, оказывается, способна творить и более великие чудеса. Например, счищать налет со старых колоколов и даже влиять на судьбы государств! Так, благодаря звучанию одного из его дисков, как отметил композитор, во время переговоров В. Ющенко и В. Путина политическая ситуация между Россией и Украиной заметно улучшилась. Если целые государства повинуются магии звуков Л. Тимошенко, что уж говорить о впавшем в депрессию после начала войны в Ираке писателе Ричарде Бахе, которому маэстро передал свой диск с музыкой на его «Чайку по имени Джонатан Ливингстон». Конечно, Ричарду Баху ничего не оставалось делать, как выйти из депрессии. Как после подобных историй не порадоваться за Леонида — ведь он, опять же, по его словам, стал единственным славянским композитором, произведения которого оценили в Голливуде!

          Эдвард Григ однажды сказал, что слава делает с человеком то же самое, что сильный ветер, разрывающий тонкую ткань в клочья. Однако Григ говорил о славе народной, а здесь ситуация другая: человек, пользуясь своим обаянием рассказчика, не стесняясь, каждые пять минут воздает себе хвалу сам! Кстати, «по совместительству» Леонид Тимошенко еще и писатель — как вы думаете, о чем рассказывают его книги? Правильно — о том, как талантлива и бесценна его музыка: «Моя мечта – стоять на сцене и радовать всех без исключения своей музыкой, мощной, талантливой, умной и виртуозной»; «В очередной раз моя музыка стала для людей настоящим подарком» (Космос Музыка Чудеса. Сс. 39, 110). Маэстро не стесняется вовсю цитировать отзывы благодарных слушателей, например: «У меня нет слова выразить все, что я чувствую после Вашего концерта. Я удивлена. Вы великий!»; «Вы чудо! Слезы непрерывно, даже когда и играть еще не начали» (Там же, сс. 110, 113). Можно себе представить, какую досаду может испытать «чудо», если не угодить его самолюбию. Об этом он, кстати, сам же и упоминает: «Но больше никто не подошел и не выразил благодарности за прекрасно проведенный вечер и красивую музыку, что я и привык слышать от своих поклонников» (Там же, с. 69).

          И такая мания величия исходит от человека, претендующего на сплошную бьющую фонтаном духовность, по описанию делающую Л. Тимошенко чуть ли не музыкальным пророком, учителем «новой культуры» (как минимум такое впечатление складывается после посещения его сайта)! Вспоминаются слова Христа: «А иной придет в свое имя, и его примете».

          Что же представляет собой музыка Леонида Тимошенко? Скажу сразу — ничего нового она не открывает, особенно это бросается в глаза после кощунственных спекуляций на имени Жарра и Скрябина. Правда, фортепианные произведения Леонида, сыгранные на концерте и на встрече, показались мне и моим друзьям в целом более удачными, чем синтезаторные (например, задорная импровизация, посвященная Юрию Никулину, лирические осенние мотивы из цикла «Времена года»). Чувствовалось, что в игре на фортепиано маэстро порой достигает более четкого воплощения музыкального образа, чем в электронной музыке, которая требует от композитора умения не только сочинять, но и оригинально аранжировать произведения. Синтезаторы ведь тем и интересны, что с их помощью можно получить уникальные и неповторимые тембры, если, конечно, проявить известную долю творчества. Однако все, что сыграл маэстро на концерте на своем ENSONIQ KT-76, подтвердило слова композитора Андрея Климковского, одно время выступавшего с Тимошенко в совместных концертах, опубликованные в Интернете на форуме klem.ru: «Он … удивил меня заявлением, что не признает всевозможные секвенсоры и исполняет все партии живьем двумя руками. И барабаны, и бас, и все остальное причитающееся. Мне трудно было поверить в это, но скоро я в этом убедился, посетив один из его концертов. Так и есть, он живьем исполнял все звучащие в этот момент партии, что делало честь его технике исполнения. Но не музыке. Музыка, как я понял, заранее строилась с тем расчетом, чтобы ее можно было таковым образом сбацать. …Обладая такой мощной, как мне тогда казалось, рабочей станцией, он использует исключительно заготовленные фирмой изготовителем пресетные тембры. И когда речь зашла о создании собственных звуков, он изумился моему вопросу — “Зачем делать звуки самому, когда там целые институты над этим работают?”»

          Однако не только тембры в музыке Тимошенко оставляют желать лучшего, и здесь сказывается, наверное, невероятная плодовитость (читай «графомания») композитора, записавшего, по его словам, только за минувший год 20 (!) альбомов, и установившего рекорд скорости сочинительства: 82 песни подряд всего за три часа (!). Конечно, самые лучшие вещи у талантливых людей пишутся спонтанно, однако не следует забывать и слова И. Брамса: «Писать музыку не так уж трудно, труднее всего — зачеркивать лишние ноты». «Лишних» нот в музыке Тимошенко можно услышать довольно много, что затрудняет восприятие даже более-менее удачных отрывков. Таков, например, его «Летящий импульс» из альбома «Подлетая к Сириусу», где начальная лирическая часть сменяется сумбурным нагромождением звуков. Это трудно назвать развитием темы. Такое впечатление, что космический корабль, преодолевая притяжение планеты, еле выжимает из себя остатки мощности. Всеми силами, конечно, хочется ему помочь, ведь чувствуется, что астронавты усердно жмут на педали и выворачивают штурвал, обливаясь космическим потом. Ты и сам делаешь усилие, чтобы дослушать до конца ставшую уже скучной музыку, ведь помнишь, что начиналась она с определенной интриги. На пятой минуте лирическая тема возвращается, однако после сумбурного нагромождения звуков уставшим мозгам явно недостаточно этой расслабляющей ванны, чтобы сориентироваться и уловить главную мысль автора. Музыка заканчивается, оставив ощущение сбивчивого рассказа о чем-то наподобие нейтрино, которое астронавты обещали привезти с собой в коробочке, но так и не довезли — упорхнуло.

          Как показал концерт, по подобной схеме выстроены почти все произведения маэстро — если в них есть кульминация, то она достигается исключительно за счет включения ритма и усиления грохота по клавишам, и в конце произведения повторяется то же самое, что было в начале. По мнению студентов специализации «Композиция» Луганского государственного института культуры и искусств, посетивших концерт в надежде услышать нечто действительно необычное, это свидетельствует о том, что композиторское мышление у Тимошенко не развивается, он не обладает свободой творчества, необходимой для композитора с консерваторским образованием.

          Надо отметить, что кроме скучных пассажей и попсовых вставок в произведениях Тимошенко есть, безусловно, и красивые моменты — например, в таких произведениях, как «Млечный Путь», без которых слушать концерт было бы совсем неинтересно. «Астронавигации», одной из самых удачных и эмоционально наполненных электронных композиций, при всех достоинствах не хватило смелости в выразительных средствах, из-за бледности которых все электронное творчество маэстро воспринимается как ресторанное. Надо ли говорить, что это не уровень ни Жана Мишеля Жарра, ни Дидье Маруани, основателя группы «Спэйс». Даже «отечественный» (для жителей бывшего СССР) «Зодиак» при всем своем минимализме рисовал куда более четкие и гармоничные космические образы. И, хотя космической тематике у этой группы было посвящено всего два альбома, люди до сих пор помнят «Серебряную мечту», «В свете Сатурна», «Таинственную галактику» и многие другие композиции. Так не лучше ли было бы «звездному маэстро» вместо записи 20 альбомов в год записать всего один, но такой, который бы стал событием в музыкальной жизни хотя бы СНГ, не будем говорить о Европе!

          Впрочем, как и следовало ожидать, завершился концерт «Среди звезд — любовь» бурными аплодисментами и требованием выступить на бис (все-таки не каждый день в Луганск приезжает великий гражданин планеты, да еще и без устали грохочущий по клавишам в сопровождении красивого видеоряда, отвлекающего от погрешностей музыки).

Леонид Тимошенко

          Удивили сказанные напоследок Леонидом Тимошенко слова о том, что слушатели могут вписать в книгу отзывов не только слова благодарности, но и критические отзывы, чтобы маэстро мог все-таки увидеть, в каком направлении ему развиваться дальше. Что ж, как мог, в этой статье я постарался исполнить пожелание маэстро, да не осудят меня слишком строго его поклонники.

          Чуть не забыл о самом главном: Тимошенко пообещал, что, если повезет с организацией, он выступит в Луганске в честь дня города с широкомасштабным концертом и всеми полагающимися спецэффектами. Прямо, как Жан Мишель Жарр, приглашенный Лужковым в 1997 году для празднования 750-летия Москвы…

          Вот только сможет ли Луганск гордиться выступлением Тимошенко так, как Москва — выступлением Жарра?

«Звездный» критик
Украина, г. Луганск
Общественно-политическая газета «XXІ век»
№ 5. - 30 января 2008 г., рубрика «Культура»



позвонить нам :   +7 (495) 772 50 57 | +7 (926) 719 19 00     подписаться на обновления     записаться добровольцем     вопросы


 © 2011 | NEANE Records