творческое объединение NEANE Records - электронная музыка, космическая музыка, эмбиент, нью-эйдж | CD, DVD, mp3 | концерты
  навигация по сайту :        Blog   Forum   E-mail   Андрей Климковский   Community   Ed
NEANE RECORDS > медиа > Статьи, обзоры, рецензии, комментарии синтезаторы и муз.оборудование  


Синтезатор Korg Z1

Korg M1

          Про Z1 писать можно долго и интересно... корни у него растут из знатной корговской технологии синтеза звука OASYS, выпускавшейся так же в виде одноголосого performance синтезатора Prophecy, имеющего очень похожий на Z1 звуковой движок.

          К сожалению, вскоре после выпуска KORG Z1, его главный разработчик покинул этот мир, и вся серия была остановлена. Сейчас выпускается только в виде add-on карт к Triton, Trinity и Karma. Звуковые движки на Z1 и этих add on картах идентичны. Звук, тем не менее, отличается за счет применения разной секции эффектов и арпеджиатора.

          Основа Z1 -- Multi Oscillator Synthesis System (MOSS) -- это цифровое моделирование сразу нескольких типов систем синтеза звука -- аналогового, физического, FM'ного и еще comb filter.

Korg Z1

          Аналоговый моделлер очень достойный, на уровне JP8000, Nord Lead, Virus, MS2000, etc, но не ограниченный стилевой направленностью, которая (на мой взгляд) отличает перечисленные модели. Углубляться не буду, VA штука всем хорошо знакомая, скажу одно -- у Z1 к VA подход бескомромиссный, то есть сделано было практически все что принято иметь в VA, включая развитый динамический waveshaper.

          Физический моделлер реальных инструментов уникальный, другого такого, да еще в одном флаконе, на свете нет. Имеются следующие модели: Organ, El.Piano, Brass, Reed, Plucked String, Bowed String. Все модели они вполне достойно эмулируют звуки реальных инструментов с присущей физическому моделированию гибкостью управления, отличающей этот метод синтеза от самплеров. Также они еще очень интересны в режимах, в которых реальный инструмент никогда не бывает и в качестве добавки к VA.

Korg Z1

          По качеству звучания и управления к Organ и El.Piano models вообще вопросов нет (Honner Clavinet просто неотличим, как ни придирайся!), Brass, Reed очень хороши (на уровне Yamaha VL1m) и особенно рулят вместе с touch pad контроллером -- никакие самплеры рядом не лежали. Plucked String очень ничего и особенно рулит для свякого рода басов, Bowed String, тоже ничего, но очень сложно управляемая с клавиатуры и тач пада.

          Модель VPMOSC это обычный FM синтез, несколько модифицированный по сравнению с ямаховским, но по сути все тоже. Все классические FM'ные звуки делает вполне достойно, и нужды в отдельной коробке для этого уже нет (если она конечно не FS1R.

          Есть еще модель CombFilter осцилятора -- это забавный метод синтеза на основе гребенчатых фильтров которые вырезают и генерят гармоники на заданных частотах с заданной добротностью и уровнем обратной связи. Все это запускается импульсом, шумом или другим осцилятором и звучит очень интересно, воздушно, пространственно, чем то напоминая аддитивный метод синтеза как в K5000.

Korg Z1

          Есть еще резонансный осцилятор, предоставляющий формантный синтез -- по сути нечто среднее между CombFilterOsc с уймой фильтров, и обычной парой мультимодных фильтров как в общей секции фильтров Z1. Тоже веселая штука когда хочется повыделять отдельные форманты в зависимости от чего нить еще.

          И еще три модели модуляционных осциляторов -- Cross, Sync и Ring modulation Oscs -- ну эти понятные еще со "железных" времен варианты кросс модуляции, синхронизации и перемножения двух осциляторов. В Z1 они вынесены в отдельные модели для работы с другим осцилятором и не являются частью основной модели аналогового синтеза.

          Секция осцилляторов имеет два осциллятора (в каждый из которых можно загрузить одну из вышеперечисленных моделей), SubOSC (простой VA), Noise Generator со своим мультимодным фильтром).

Korg Z1

Петр Квитек
программист
для сайта www.KLEM.ru
27 декабря 2004 года

В дискуссиях автор добавил:

          Есть режим multi, в которым ты выбираешь сколько надо программ, и для каждой из них задаешь следующее:

          - количество разрешенных голосов... -- отсутствие dynamic program allocation in multithimbral mode это общепризнанный недостаток Z1 (некоторые его считают достоинством). В оправдание надо сказать что технически это сделать было невозможно, потому как программу модели в проц загрузить это не адрес сэмпла выбрать -- долго.

          - номер программы, ее громкость, панораму, уровень в fx section

          - зону на клавиатуре и интервал по velocity (да! ты можешь в зависимости от velocity играть разными программами

          - затем всякие pitch штучки: transpose, detune и scale

          - затем midi channel, реакцию на program change и арпеджиатор. Последни работает только если midi channel установлен на global

          - затем идет настройка как этому голосу реагировать на всякие там контроллеры, pitch bend, after touch и так далее по полной программе


"А что по поводу Эффект-процессора?"

          Cлабее чем у Тритона, но тоже вполне достойный -- состоит из четырех последовательных частей: Fx1, Fx2, Master Fx и Eq... порядок фиксированный, но сигнал можно частично пускать в обход fx1/2 прямо на master section.

          Fx1 и Fx2 одинаковые по возможностям, в каждый из них можно грузить один из примерно штук 15'ти эффектов: набор обычный... динамика (overdirive, compressor), фильтры (paramertic eq, wah, talking mod), всякая всячина на коротких задержках (phaser, chorus, franger, essemble, rotary speaker, etc), на длинных задержках (дилеи, включая multitap) и еще какая то экзотика, сходу не помню. Вообщем -- достаточно качественные инструментальные эффекты с полным управлением по миди, что позволяет им быть динамической частью синтеза.

          Master FX умеет быть либо настоящим Stereo Delay'ем, либо Reverb-Room/Hall'ом. Алгоритмы вполне приличные для on-board эффекта, но звезд с неба не хватают. Так что при записи реверок хочется все таки внешний.

          Master Eq это hi/lo shelf'ы +/-18dB и с управляемой частотой среза. Просто, но полезно


          Микшер (который после осциляторов): обычный, месит и раздает входы с Osc1, Osc2, SubOsc и Noise на два выхода, подключенных к фильтрам. Приятная особеность -- наличие входа возвратного сигнала с после фильтров (feedback).

          Фильтры: два мультимодных фильтра с изменяемой конфигураций включения:

          - два последовательно с выходом на amp1, сигнал на amp2 передается со входа первого фильтра минуя их (24db + 0db)

          - два последовательно с выходом на amp1, сингнал на amp2 передается с выхода первого фильтра перед вторым (24db + 12db)

          - два параллельных фильтра в независимыми выходами на amp1 и amp2 (12db + 12db)           Таким образом имеем выбор 12/24db фильтров с вариантами по фазе. Каждый из фильтров может быть LPF,HPF,BPF,BRF и даже 2BPF (два band pass'а с независимым управлением -- кайфно для выделения формант).

          Оба фильтра могут управляться как независимо, так и вместе. Cutoff Freq модулируется одновременно одной из пяти EG, плюс еще двумя любыми модуляторами и, отдельно, keyboard tracking'ом. Резонанс, правда, может имеет только один модулятор... кажется.

          Усилитель: с двумя независимыми каналами, уровень модулируется одной из пяти EG и еще выбранным модулятором, то же самое отдельно для панорамы.

          EG: один для амплитуды и 4 общего применения, всего пять штук. Все, кроме амплитудного -- ADBSR с заданием уровня, с которого начинается Attack и уровня/времени Break (то есть по сути с двухстадийным Decay'ем). Амплитудный EG не имеет задания стартового уровня, в остальном идентичен. Модуляция: общий уровень огибающей можно модулировать при помощи velocity и еще одного выбранного модулятора. Общее время огибающей можно модулировать отдельно заданным модулятором, и, помимо этого, выбрать еще один модулятор, для которого задать как он будет влиять на время каждого сегмента огибающей по отдельности. Огибающие достаточно быстрые, 3-5ms, не аналог конечно, но вполне нормально для VA (лучше только у Nord Modular.

          LFO: 4 шутки, всех приличных форм, включая random, sample/hold, лесенки с различной гранулярностью, экспоненциальные пилы и так далее. Частота модулируется двумя отдельными модуляторами. Амплитуда -- одним, но есть дополнительные установки Fade In и Offset. Начальная фаза может синхронизироваться в пределах тембра или для каждого голоса отдельно. Да, частота может синхронизироваться с MIDI clock'ом, база от восьмушек до целых (включая триоли) и множителем от 1 до 16.

          Все вроде -- по структуре синтеза.


          Отдельная песня -- про touch pad, находящийся прямо над pitch и mod wheels -- контроллер, выдающий CC16 и CC17 в соответствии с X/Y координатами прикасающегося к нему пальца, с дополнительной кнопкой Hold, которая если нажата, "помнит" положение контроллера даже если палец его уже не касается. Эдакий двумерный ribbon controller...

          Эта штука делает все, что делает joystick, но в отличие от последнего позволяет моментальное изменение параметров -- представьте себе, что получается, если попеременно "барабанить" двумя пальцами в двух разных точках пада, постепенно перемещаясь в какую нибудь сторону. А потом еще выключить Hold, так что при отпускании обеих пальцев значения будут моментально возвращаться в точку 0.0, так что двумерное положение будет все время скакать между тремя точками -- ни joystick'ом, ни двума ручками, ничего подобного сделать просто невозможно, они допускают только плавные изменения -- а тут скачи в любую точку. Или ползи как угодно медленно... или как угодно ровно -- для этого на тач паде есть насечечки специальные по осям. Или мазками в нужную сторону...

          Управляет этот тач пад чем назначишь, на выход выдает CC16 и CC17 (те же контроллеры, что и joystick в остальных корговских машинах). Самое простое (и часто используемое по умолчанию), это назначить X на частоту среза фильтра, а Y на его резонанс. Просто возишь пальцем -- уже полное и естественное управление фильтром одной рукой (а это немало!), а начинаешь ритмически постукивать палцем в разных местах -- ба, groove synced step filter получается!

          Вообще штука богатая и, раз попробовав, расстаться с нею уже никак нельзя... и начинаешь вставлять реакцию на CC16/17 в патчи и на других синтах, которыми управляешь с Z1. Дополнительный контроль двумя параметрами, да еще такой естественный -- никогда лишним не бывает.


Но все ж таки -- о недостатках...

          вот тут есть штук 30 независимых отчетов с плюсами и минусами: ссылка >

          От себя выделю следующие (о некоторых уже говорилось выше):

1. отсутствие возможности выдавать ноты секвенсера на midi out если не включен режим Local. Из за этого нельзя одновременно пускать секвенсер на другой синт, а клавиатурой играть на z1.

2. отсутствие динамического распределения голосов в режиме multi -- количество голосов, которые может потребить данная программа, приходится задавать заранее вручную.

3. довольно долгое (иногда до секунды) время переключения между программами -- может вызывать проблемы при живом выступлении.

          Все эти три недостатка легко обходяться при студийной работе.


Расширения:

1. Есть карточка, добавляющая еще 6 голосов к стандартным 12. Вещь, очевидно, полезная, особенно если увлекаться multi... но найти ее тяжело, да и стоит она в районе US$400. Для обычной жизни и 12 голосов вполне нормально.

2. Есть карточка, добавляющая цифровой ADAT выход и word clock. Следует иметь ввиду, что вы не получаете дополнительных выходов, на которые можно что то направить -- ADAT каналы 1/2 идентичны основным аналоговым выходам, а на 3/4 идут только эффекты. Так что годится оно только для получения чистой цифри для записи, обработки или сампленья.

3. В Z1 можно сзади вставлять 4Mb PCMCIA'ную карточку памяти, что позволяет хранить под рукой еще 16 дополнительных пар A/B банков по 256 программ. Доступ к ним прямой, то есть для использования перегружать никуда не надо -- нажатием одной кнопки вы переключаетесь на использование заранее выбранного банка с карточки. Уверен, что это очень полезное расширение для каждого серьезного пользователя Z1.

Патчи:

          Структура такова -- сходу доступно 2 банка A и B по 128 патчей, то есть всего 256 патчей. Если есть PCMCIA карточка расширения -- то есть еще 256 патчей на расстоянии одной кнопки. Выбор патчей последовательный вперед/назад, тематический вперед/назад в пределах одного типа патчей (включая те что на карточке), ну и прямой, даже с вводом десятков.

          Родные патчи ничего, но, на мой взгляд, не супер -- кстати, их можно полностью перезаписать. Гораздо интереснее два банка, которые KORG выпустил на доп. карточка ZSC01. Есть еще немало банков от независимых производителей. Есть банки, сконвертированные из патчей Prophecy и Triton MOSS. Вообщем -- у меня наверное есть все патчи для Z1, что когда либо появлялись на публике -- так что если надо, обращайтесь -- отдаю безвозмездно

          Программы: есть родной редактор от KORG, но только для старых Mac'ов (до X). Для Windows есть неплохой редактор ZEd от nooloop (они вышли из бизнеса, но ключи в сети остались). Есть редатор от Яна Кларка, но он, на мой взгляд, менее удобен, чем nooloop'овский. Есть генератор и редакор арпов от Джузи Мендозы. Есть конверторы патчей Prophecy и Triton MOSS от меня. Есть консольные утилиты для удобной компоновки патчей в банки тоже от меня.


"А насколько большая разница в звучании между реальным выходом с Z1 и звучанием MOSS установленного в TRITON?"

          Звуки без обработки и арпа -- идентичны.

          Чипы и микропрограммы на плате MOSS для тритона/кармы те же самые, что и в Z1... только в Z1 12 или 18 голосов, а в EXB-MOSS только 6. Ну и эффект процессоры и арпы соврешенно разные, у Z1 свои, а у Тритона -- свои, мощнее.

          По сути тритон/карма MOSS это небольшая вариация той самой карты, которая расширяла Z1 с 12 до 18 голосов.

          Знаю/проверял я это доподлинно в процессе разработки утилит TriZee и ProZee (это конверторы патчей для moss тритона и Prophecy в Z1 -- см. ссылку >


позвонить нам :   +7 (495) 772 50 57 | +7 (926) 719 19 00     подписаться на обновления     записаться добровольцем     вопросы


 © 2011 | NEANE Records